С 01.01.2013г. был введен в действие Свод правил – СП 59.13330.2012 “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”.
В настоящем своде правил реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
Нормативные документы по Доступной среде
СП 59.13330.2016 – 5.1.5 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части.
На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.
При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.
Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.
Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.
Перепадами высоты считаются препятствия на пешеходных путях высотой более 2.5 см:
Преодоление бордюрного камня высотой до 1,5 см, как правило, не представляет трудности для инвалида на кресле – коляске.
Перепады высоты от 1,5 до 2.5 см допустимы, но могут вызвать затруднения у части инвалидов. Так как для преодоления на кресле-коляске перепада более 2.5 см может потребоваться посторонняя помощь.
Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 5 см.
Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.
СП 59.13330.2016 – 5.1.8 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.
Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 90 см. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко – желтой (или белой) краской.
Съезд — это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.
СП 35-101. Съезды не должны выступать на проезжую часть.
Съезд должен полностью располагаться на тротуаре.
При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания – не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, – не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.
Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.
Если съезд расположен перпендикулярно тротуару, то на нём должен оставаться ровный проход без бокового уклона для прохода людей и безопасного проезда на кресле-коляске. На этой ровной части тротуара инвалид на кресле коляске сможет безопасно развернуться, чтобы съехать на проезжую часть.
Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.
Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей.
Но было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре.
Ограждение, бордюр с направляющей функцией вдоль тротуара
СП 35-101. Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.
4.15. Рекомендуется, если не требуется иная окраска, выделять: желтым цветом – ограничительные бортики, пересечение пути, первую и последнюю ступени лестницы.
Перепад высоты, бордюр или ограждение вдоль тротуара определяется тростью и предохраняет слепого от выхода на проезжую часть.
Для территории здания, где нет интенсивного транспортного движения, допускается объединять проезжую и пешеходную часть.
В этом случае наилучшим вариантом является тактильная полоса с направляющими рифами до главного входа.
Отсутствие направляющих элементов не может быть причиной недоступности территории для слепого. Инвалид по зрению для передвижения может использовать другие ориентиры, в том числе звуковой маяк, воспользоваться помощью сопровождающего.
При определении степени доступности территории направляющие элементы на данном этапе не учитывается.
При отсутствии бордюров вдоль газонов необходимо рекомендовать установку бордюра или декоративного ограждения, тактильной полосы.